Pri rassmotrenii voprosov rekonstrukcii stolicy na Plenume CK VKP6 v iiune 1931 g. bylo prinjato
reshenie o stroitelstve Moskovskoi) metropolitena "kak glavnogo sredstva, razreshaiuscego problemy bystryh i deshevyh liudskih perevozok". Eto bylo zakrepleno postanovlenie" Plenuma - nemedlenno pristupit
k podgotovitelnym rabotam s tem, chtoby v 1932 g. uje nachat stroitelstvo.
V nojabre 1931 g. na Rusakovskoi ulice byla zalojena pervaja shahta i proideny pershe metry opytnogo uchastka tonnelja mejdu Sokolnikami i Krasnoselskoi, Tak nachalsja otschet protjajennosti, a zatem i vremeni deistvija
Moskovskogo metropolitena i istorija metrostroenija Rossii i nyneshnih stran SNG Vsemu etomu predshestvovalo
sozdanie resheniem Pravitelstva (postanovlenie Soveta Narodnyh Komissare" RSFSR 0t 3 oktjabrja 1931 g.) Upravlenija
"Metrostroi" - sredotochija novoi otechestvennoi otrasli stroitelnoi industrii - metro - i tonnelestroenija
Pervye ee nauchno-injenernye kadry
formirovalis iz specialistov gornyh ja drugih otraslei promyshlennosti,
a takje malochislennyh v to vremja organizacii tonnelscikov s Kavkaza i Urala Naznachennye Sovnarkomom
pervye rukovoditeli Metrostroja - Pavel Pavlovich Rotert i Egor Trofimovich Abakumov -
vozglavljali prejde krupneishie obekty sootvetstvenna Dneprostroja k Donbassa
Metrostroi sozdavalsja kak universalnyi mnogoprofilnyi stroitelnyi kompleks, sposobnyi reshat
krug slojnyh tehnicheskih zadach po proektirovaniiu, nauchnym issledovanijam, vedeniiu shirokogo diapazona
podzemnyh, arhitekturno-otdelochnyh, specialnyh,puteukladochnyh, montajnyh k mnogih drugih rabot,
vkliuchai proizvodstvo stroitelnyh i otdelochnyh materialov. Vajnaja rot" otvodilas podgotovke kvalificirovannyh rabotnikov, resheniiu socialno-bytovyh voprosov. Administrativnoe postroenie etogo kompleksa iznachalno sformirovalos po sheme: Upravlenie Metrostroja i podchinennye emu shahty (stroitelnye
hozraschetnye podrazdelenija), kontory (specializirovannye hozraschetnye organizacii) i zavody
Takoe postroenie sohranjalos v svoei suscnosti na protjajenii vsei istorii Metrostroja, Menjalis lish nazvanija, chislo vhodjascih v ego strukturu organizacii i ih
vzaimootnoshenija, kotorye opredeljalis ekonomicheskimi i hozjaistvennymi
preobrazovanijami v strana V period vypolnenija osnovnyh stroitelnyh rabot puskovoi linii na Metrostroe trudilis bolee 70 tys. chelovek, v mae 1934 g. ih chislo dostiglo 75 tysjach.
Soizmerjaja tvorcheskii, sozidatelnyi potencial nachalnogo i zavershaiuscego etapov
soorujenija pervoi ocheredi - "u nih net ni kadrov, ni tehniki, u nih est tolko slojnaja gidrogeologija" i dostignutyi rezultat: 11,6 km "vystroennoi na veka" jeleznodorojnoi podzemnoi trassy s 13 arhitekturno vpechatljaiuscimi
stancijami prakticheski za 2 goda - osoznaesh masshtab, razmah, entuziazm i pafos nebyvaloi stroiki. Slovo
"metro" zvuchalo v 38-h godah, kak "sputnik" v 50-h, "kosmos" - v 60-h i t.d. Ono oznachalo simvol tehnicheskogo
progressa.
Orientacija sovremennogo gradostroitelstva ne tolko na effektivnoe, no i effektnoe osvoenie podzemnyh prostranstv voshodit imenno k 30-m godam, kogda na Mejdunarodnoi vystavke v Parije Sovetskii Soiuz
poluchil pervuiu premiiu za podzemnuiu urbanistku v svjazi s soorujeniem pervoi ocheredi Moskovskogo metropolitena. Samobytnyi arhitekturnyi oblik uje pervyh |ego vozvedennyh stancii, sozdanie blagoprijatnoi hudojestvenno polnozvuchnoi prostranstvennoi sredy stali | prioritetom otechestvennogo metrostroenija ja okazali
zametnoe vlijanie na perestroiku zarubejnyh metropolitenov v napravlenii povyshenija komfortnosti i prevrascenija chisto utilitarnyh podzemok v esteticheski privlekatelnye udobnye transportnye soorujenija. |