I. V. Stalin
vystupaet pered komsomolcami
na
stancii Majakovskaja 6 nojabrja 1941
goda,
za den do znamenitogo parada. |
V razgar stroitelstva tretei
ocheredi metropolitena na stranu byli sbrosheny pervye bomby vozdushnyh naletov nachala Velikoi Otechestvennoi voiny. Ona zastavila, ne prekrascaja mirnoi stroiki, perekliuchitsja na soorujenie oboronnyh obektov prisposobit i pereoborudovat metro pod nadejnoe massovoe mnogokilometrovoe ubejisce dlja naselenija. Neobhodima bylo sozdat uslovija dlja moskvichei, vynujdennyh ukryvatsja zdes ot vrajeskih bombejek.
V nedostroennyh tonneljah l na deistvuiuscih stancijah byli ustroeny derevjannye nastily i dvuhjarusnye nary, sanitarnye uzly, pereoborudovano osvescenie, otvedeny mesta dlja bufetov, hranenija vescei, ustanovleny dopolnitelnye nasosnye agregaty dlja otkachki vody.
V naklonnyh tonneljah, gde esce ne bylo eskalatorov, soorudili derevjannye lestnicy, sdelali dveri i usilili vremennye ventiljacionnye ustanovki. Vse obslujivanie prebyvaiuscih pod zemlei liudei prinjali na sebja metrostroevcy.
K oseni 1941 g. metropoliten byl pereveden na osobyi rejim: dnem on perevozil passajirov, a posle 19 chasov slujil zascitnym soorujeniem. Za vremja vozdushnyh trevog, objavljavshihsja v stolice, sredi otmechennyh primechatelnyh faktov - pojavlenie v metro na svet 213 novyh jitelei.
Po svidetelstvu byvshego nachalnika Otdela elektromehanicheskih ustroistv Upravlenija Metrostroja i Kontory zlektromehanomontajnyh rabot P.Cerkovnickogo, rukovodivshego oborudovaniem metropolitena specialnymi ustroistvami svjazi, na stancii "Kirovskaja" (nyne "CHistye prudy"), na bokovyh passajirskih platformah, metrostroiteli-montajniki ustanovili specialnuiu apparaturu dlja komandnogo punkta Verhovnogo glavnokomanduiuscego. Poezda prohodili stanciiu bez ostanovki,
K vesne 1342 g, kogda nalety vrajeskoi aviacii na Moskvu v svjazi s izmeneniem obstanovki na frontah
prekratilis i otpala neobhodimost v bomboubejiscah, polnostiu vozobnovilos i razvernulos stroitelstvo obeih linii tretei ocheredi.
Rjady metrostroevcev, ushedshih na front i na stroitelstvo oboronnyh rubejei Leningrada, Stalingrada, Kieva, Gorkogo, Kuibysheva, CHernomorskogo poberejja Kavkaza i dr, popolnjali, v osnovnom, jensciny i podrostki, a takje demobilizovannye posle ranenija frontoviki, Dlja obuchenija etih kadrov byli organizovany specialnye shkoly i kursy na shahtah. Zdes, v zabojah i masterskih liudi ovladevali professijami prohodchikov, mashinistov, otkatchikov.
A v zatemnennyh cehah Moskovskogo avtozavoda i Pervogo podshipnikovogo zavoda osvaivalsja vypusk reduktorov i tjagovyh cepei dlja
eskalatorov - dovoennoi promyshlennoi produkcii
specializirovannogo zavoda v te dni blokadnogo Leningrada. Izgotovlenie i sborku 50 tysjach detalei dlja kajdogo eskalatora vseh vozvodimyh zaglublennyh stancii ponadobilos razmestit po
ne evakuirovannym stolichnym predprijatijam: tjajeloe stalnoe lite slojnoi konfiguracii vypolnil, v chastnosti, "Serp i molot", vse metallokonstrukcii izgotovil
"Stalmost" rezinovye poruchni - zavod "Kauchuk", krasnoderevnye izdelija, baliustrady i nastily stupenei
"Derevoobrabatyvaiuscii zavod Metrostroja" mnogochislennye zascitnye ustroistva - zavody "Krasnyi blok",
"Mashinostroitel MPS", 5 Metrostroja i drugie.
Nachalniku Metrostroja M A Samodurovu. ego zamestiteljam A.S. CHesnokovu, I.G. Dankovcevu, glavnomu injeneru
A.P. Tankilevichu potrebovalos predprinjat vse vozmojnoe i nevozmojnoe dlja obespechenija zadannogo tempa rabot na Zamoskvoreckoi i Pokrovskoi linijah. |