Probnyi pusk poezda v oktjabre 1934 g venchal trud puteicev i montajnikov elektrooborudovanija i kabelnoi seti. Mashinist etogo poezda, injener zavoda "Dinamo" M.N. SHpoljanksii zapechatlel pervyi reis:
"15 oktjabrja, s utra, vezd v tonnel byl ukrashen privetstvennymi lozungami i transparantami. Iz tonnelja
vyhodili poslednie rabochie. Priblijalsja moment vkliuchenija toka v kontaktnyi rels, V odnom iz bokovyh
pomescenii tonnelja rabotal shtab: zamestitel nachalnika stroitelstva tov. Abakumov, partorg tov. Starostin i vysshii sostav stroitelstva. Telefonnye niti svjazyvali shtab s vajneishimi uzlami: podstanciei, depo, passajirskimi stancijami i t.p.
Nakonec, po komande tov. Abakumova podstancija vkliuchila tok. Snachala byli oprobovany vse uchastki pod nizkim naprjajeniem, zatem pod normalnym naprjajeniem. Oprobovanie dalo horoshie rezultaty. Naprjajenie derjalos rovno, ni odin izoljator kontaktnogo relsa ne probil, a ved ih tam smontirovano shtuk tysjacha Eto delaet chest montajnikam.
V shest chasov vechera tok byl podan k podezdnym putjam depo, otkuda gibkim kabelem my prisoedinili vagony I vot vagony ojili.
Pervoe vkliuchenie - i mjagkii molochnyi svet zalil vnutrennost vagonov. Vtoroe vkliuchenie - chetko i bodro
zarabotali motor-kompressory. Trete vkliuchenie - elektricheskie pechi pod divanami stali nagrevatsja.
CHerez neskolko minut motor-kompressory ostanovilis: poezd sjatym vozduhom obespechen. Vkliuchaiu rubilnik i razedinitel celei upravlenija, i pri otkliuchennyh motorah proverjaiu posledovatelnost deistvii kontaktorov. Vse rabotaet, kak chasy.
V 8 chasov 15 minut daiu signal otpravlenija i vkliuchaiu knopku. Poezd plavno trogaet s mesta i, proidja neskolko desjatkov metrov po ploscadke, nachinaet spuskatsja pod uklon, nabiraja skorost. Nabliudaiu za spidometrom i pri povyshenii skorosti svyshe 25 kilometrov v chas podtormajivaiu pnevmaticheskim tormozom, U vhodnoi arki v tonnel tolpa rabochih s krikami "ura" vstrechaet poezd, Vot uje nad nashimi golovami svody tonnelja. Spusk prohodit prekrasno.
CHerez neskolko mgnovenii podezjaem k stancii metro "Komsomolskaja ploscad", vstrechaemye burnymi aplodismentami i vostorjennymi privetstvijami stroitelei i stancionnogo personala. V kabinu vhodjat nachalnik Metrostroja tov. Rotert i zamestitel nachalnika tov. Abakumov. Rabochie-stroiteli tonnelja, luchshie udarniki, zapolnjaiut vagony, i my dvijemsja v pervyi reis po tonneliu."
15 maja 1V35 g. na linijah pervoi ocheredi metropolitena nachalos reguljarnoe dvijenie poezdov. Oni shli
poocheredno po marshrutam "Sokolniki" - "Ohotnyi rjad" - "Smolenskaja" i "Sokolniki" - "Ohotnyi rjad" - "Park
kultury". Na uchastke "Sokolniki" - "Ohotnyi rjad" sostavy kursirovali s intervalom 5 min, a v napravleni
jah "Ohotnyi rjad" - "Park kultury" i "Ohotnyi rjad
-"Smolenskaja" - s intervalom 10 min. V dalneishem eti
promejutki byli sokrasceny Metropoliten voshel v povsednevnuiu jizn stolicy.
Vozvedennyi za ochen korotkii srok slojnyi kompleks podzemnyh soorujenii, obespechivaiuscih skorostnoi propusk passajirskih poezdov, vkliuchal 16,5 km tonnelei i podzemnyh vyrabotok, 12 stancii i depo "Severnoe", 25,7 km stalnyh putei, 36 drenajnyh i perekachivaiuscih kamer, 6 kamer sezdov i oborotnyh ustroistv, 4 tjagovyh i 11 ponizitelnyh podstancii, 56 ventiljacionnyh shaht, 26 iz kotoryh byli osnasceny ventiljacionnymi ustanovkami.
V tonneljah prolojeno 577 km razlichnyh
elektrokabelei, na stancijah smontirovano 24 eskalatora, izgotovlennyh i ispytannyh zavodami -"Podemnyh soorujenii" v Moskve i "Krasnyi metallist" v Leningrade.
Dlja obslujivanija etogo ogromnogo hozjaistva pri Mossovete bylo obrazovano Upravlenie metropolitena,
shtat kotorogo k nachalu ekspluatacii sostavil bolee 3000 chelovek.
Cennost, kachestvo, dolgovechnost i krasota kajdogo tvorcheskogo voploscenija vsegda zavisjat ot teh, skolko sil i truda, znanii i opyta, vremeni i liubvi, smelosti i nahodchivosti v nego vlojeno. Bezmerno mnogo vlojil ih v sozdanie pervoi podzemnoi trassy rukovodjascii kostjak injenerov-metrostroitelei. Zato i stroika vozdala im,
nadolgo uderjannymi v pamjati dnjami duhovnogo i tvorcheskogo podema: "Ne znaiu, pridetsja sh kogda-nibud esce vstretitsja s takoi prevoshodnoi atmosferoi stroitelstva, kakuiu nabliudali injenery na moskovskom metro. CHto mojet dostavit injeneru bolee vysokoe udovletvorenie, chem polnoe slijanie s kollektivom stroitelei, obscaja ideinaja
naelektrizovannost. Ne bud etogo, my, konechno, ne videli by segodnja iduscie pod zemlei poezda, ibo vystroit metropoliten za odin-dva goda v obychnyh uslovijah - vesc nemyslimaja. Zato i pamjat ob etom, poistine, pateticheskom vremeni ostanetsja u nas na veiu jizn. Trudno peredat slovami oscuscenija perejitye nami za eto
vremja -vseohvatyvaiuscee edinstvo vseh sil v stolice, sposobstvovavshih pobedonosnomu okonchaniiu nashei otvetstvennoi i, esli mojno tak skazat, uvlekatelno-trudnoi stroiki", - delilsja s chitatelem na stranicah
knigi "Kak my stroili metro" nachalnik stroitelstva stancii "Smolenskaja" M.
Rohvarger, knigi, vyshedshei
v 1935 godu v Moskve v serii "Istorija fabrik i zavodov". A glavnyi injener Arbatskogo radiusa G. Lomov,
povestvuja o rekordnom soorujenii linii za 300 dnei, tak je kratko podytojil: "Dannyi nam srok byl tak mal,
chto vse my pochti vse vremja kak by osjazali svoiu cel: postroenie radiusa. My vospitalis v
etoi rabote .
My chrezvychaino povysili svoiu kvalifikaciiu, my zakalilis moralno, my nauchilis sochetat tempy i kachestvo." Bescennyi opyt soorujenija pervoi ocheredi stolichnogo metro pozvolil uverenno pristupit k stroitelstvu novyh linii, orientirovannomu na novyi industrialnyi uroven. |