Proektirovaniiu Moskovskogo
metropolitena polojila nachalo
gruppa specialistov, kotoruiu
vozglavili professor V.L. Nikolai i
injener S.N. Rozanov - edinstvennyi v
to vremja na Metrostroe praktik, ranee
rabotavshii na stroitelstve
Parijskogo metropolitena. V
proektnuiu gruppu vhodili injenery: A.D.
Alekseev, V.L. Makovskii, I.S.
SHeliubskii, V.I. Buteskul, A.J. Gorkov,
V.A. Ratner, A.F. Deniscenko, N.A.
Kabanov i drugie.
Nemnogim iz proektirovscikov voobsce
dovodilos byvat za granicei i
videt metropoliten. Absoliutnaja
novizna poruchennogo otvetstvennogo
dela ne meshala masshtabu tehnicheskih
zamyslov, optimalnomu ih voplosceniiu.
Osnovnym voprosom, kotoryi nado bylo
reshit, byl vopros o sposobe
proizvodstva rabot i glubine
zalojenija tonnelei. On stal
predmetom dlitelnyh diskussii,
jarkih sporov. Kak bezboleznenno, s
minimalnym narusheniem jizni goroda
vnedrit v ego slojnyi i chutkii
organizm takoi kompleks
mnogoobraznyh soorujenii, kak
metropoliten?
Ekspertiza variantov eskiznogo
proekta byla poruchena ne tolko
sovetskoi, no k zarubejnym komissijam.
K nei byli privlecheny krupneishie
specialisty po metrostroeniiu na
Berlina, Londona i Parija. No pri vsem
nakoplennom imi prakticheskom opyte
sdelannym zakliuchenijam ne hvatalo
obektivnosti i vsestoronnego ucheta
moskovskih uslovii. Krome etogo,
kajdaja iz ekspertiz pytalas
rekomendovat naibolee privychnye
mestnye metody. V sostave sovetskoi
komissii, kotoruiu vozglavil akademik
I.M. Gubkin, bylo obrazovano chetyre
sekcii: geologii i gidrogeologii,
gornaja, stroitelnaja i transportnaja,
obedinivshie vidnyh uchenyh i
izvestnyh specialistov.
Posle rassmotrenija vseh zakliuchenii i
predlojenii bylo prinjato reshenie
stroit pervuiu liniiu metro
kombinirovannym sposobom - glubokogo
i melkogo zalojenija - k vesti raboty
metodami, naibolee podhodjascimi k
konkretnym injenerno-geologicheskim
uslovijam Moskvy,
Tak, uchastok linii ot Kalanchevskoi
ploscadi do centra v raionah plotnoi
gorodskoi zastroiki s arhitekturno-istoricheskimi
pamjatnikami i ojivlennymi
transportnymi magistraljami stroilsja
zakrytym sposobom na bolshoi glubine,
gde uslovija zaleganija tonnelei i
moscnost iurskih glin byli naibolee
blagoprijatny.
Uchastki ot "Sokolnikov" do "Komsomolskoi
ploscadi" i ot "Biblioteki im.
Lenina" do "Parka kultury"
soorujalis v kotlovanah otkrytym
sposobom. Tonneli Staroarbatskogo
radiusa ot Aleksandrovskogo sada do
Smolenskoi ploscadi vozvodili v
peskah i suglinkah transheinym
sposobom, chto bylo svoego roda
proobrazom sovremennoi tehnologii
"stena v grunte".
Dva uchastka - ot Komsomolskoi
ploscadi do Krasnyh vorot i ot
Ohotnogo rjada do Biblioteki im.Lenina
-byli perehodnymi sootvetstvenno ot
melkogo zalojenija k glubokomu i ot
glubokogo k melkomu. Ih prohodili s
primeneniem sjatogo vozduha,
iskusstvennogo vodoponijenija,
zamorajivanija i silikatizacii dlja
ukreplenija neustoichivyh, vodonosnyh
gruntov. |