Крупным достижением архитектурно-конструкторской мысли и строительного мастерства стала станция "Маяковская" - первый метровокзал глубокого заложения колонного типа. Свод станции опирается на два ряда стройных стальных колонн, связанных продольными и поперечными арками. Все три нефа слиты в единый объем. Облицовка профилированной нержавеющей сталью на фоне мрамора предельно четко выявляет изящество упругой конструкции.
Созданная архитектурная композиция в сочетании с высокими подсвеченными голубыми куполами, имитирующими небо, создает ощущение легкости к простора. Архитектор станции - А.Я. Душкин, конструктор - Н.И. Ушаков, художник - А.А. Дейнека.
Проходка двух крайних тоннелей "Маяковской" осуществлялась щитовым способом, а для среднего тоннеля впервые применен полущит, изготовленный в механичееких мастерских Метростроя. С его помощью вели проходку верхней части тоннеля и монтировали свод. Опорными фасонными тюбингами средний свод соединяется с металлоконструкциями боковых тоннелей и через них опирается на колонны. По окончании проходки верхней части тоннеля была вынута порода из нижней его части, и средний зал был раскрыт полностью. В дальнейшем полущит применяли при строительстве "Площади Революции" Покровского радиуса.
На международной выставке в Нью-Йорке в 1938 г, конструкция и архитектура станции "Маяковская" были
удостоены премии "Гран-при".
Развитие материально-технической базы Метростроя, в частности, появление шлифовальных станков для обработки сложных фигурных поверхностей камня, использование новых отделочных материалов позволи при архитектурно-пластическом решении метровокзалов осуществить синтез искусств с привлечением скульптуры и живописи. Так, в центральном зале "Театральной", созданной по проекту академика архитектуры И.А. Фомина, в ромбические кессоны свода вписаны скульптурные фарфоровые барельефы. Они выполнены скульптором Н.
Данько на тему "Культура народов страны.
На станции "Динамо", расположенной вблизи трех стадионов - одноименного, Водного и Юных пионеров - фарфоровые
барельефы, отлитые на Ленинградском фарфоровом заводе им. Ломоносова, выполнены на гладкой поверхности свода по проекту архитекторов Я. Лихтенберга, Ю. Ревкского и скульпторов Е.Янсон М.Манизера, Широко известны бронзовые
скульптуры М. Манизера в арочных проемах станции "Площадь революции". Как необходимое звено в сооружении, столичного метро создавался в 30-х годах на базе столярной мастерской МВД на Открытом шоссе, по проекту Метропроекта, Деревообрабатывающий завод Метростроя. Его краснодеревный цех вступивший в эксплуатацию в 1938 г. изготавливает с тех пор лестничные поручни, кассовые помещения и скамьи, дверные блоки из твердолиственных пород для вестибюлей и станций и другие столярные изделия. |