При рассмотрении вопросов реконструкции столицы на Пленуме ЦК ВКП6 в июне 1931 г. было принято
решение о строительстве Московской) метрополитена "как главного средства, разрешающего проблемы быстрых и дешевых людских перевозок". Это было закреплено постановление" Пленума - немедленно приступить
к подготовительным работам с тем, чтобы в 1932 г. уже начать строительство.
В ноябре 1931 г. на Русаковской улице была заложена первая шахта и пройдены перше метры опытного участка тоннеля между Сокольниками и Красносельской, Так начался отсчет протяженности, а затем и времени действия
Московского метрополитена и история метростроения России и нынешних стран СНГ Всему этому предшествовало
создание решением Правительства (постановление Совета Народных Комиссаре" РСФСР 0т 3 октября 1931 г.) Управления
"Метрострой" - средоточия новой отечественной отрасли строительной индустрии - метро - и тоннелестроения
Первые ее научно-инженерные кадры
формировались из специалистов горных я других отраслей промышленности,
а также малочисленных в то время организаций тоннельщиков с Кавказа и Урала Назначенные Совнаркомом
первые руководители Метростроя - Павел Павлович Ротерт и Егор Трофимович Абакумов -
возглавляли прежде крупнейшие объекты соответственна Днепростроя к Донбасса
Метрострой создавался как универсальный многопрофильный строительный комплекс, способный решать
круг сложных технических задач по проектированию, научным исследованиям, ведению широкого диапазона
подземных, архитектурно-отделочных, специальных,путеукладочных, монтажных к многих других работ,
включай производство строительных и отделочных материалов. Важная рот" отводилась подготовке квалифицированных работников, решению социально-бытовых вопросов. Административное построение этого комплекса изначально сформировалось по схеме: Управление Метростроя и подчиненные ему шахты (строительные
хозрасчетные подразделения), конторы (специализированные хозрасчетные организации) и заводы
Такое построение сохранялось в своей сущности на протяжении всей истории Метростроя, Менялись лишь названия, число входящих в его структуру организаций и их
взаимоотношения, которые определялись экономическими и хозяйственными
преобразованиями в страна В период выполнения основных строительных работ пусковой линии на Метрострое трудились более 70 тыс. человек, в мае 1934 г. их число достигло 75 тысяч.
Соизмеряя творческий, созидательный потенциал начального и завершающего этапов
сооружения первой очереди - "у них нет ни кадров, ни техники, у них есть только сложная гидрогеология" и достигнутый результат: 11,6 км "выстроенной на века" железнодорожной подземной трассы с 13 архитектурно впечатляющими
станциями практически за 2 года - осознаешь масштаб, размах, энтузиазм и пафос небывалой стройки. Слово
"метро" звучало в 38-х годах, как "спутник" в 50-х, "космос" - в 60-х и т.д. Оно означало символ технического
прогресса.
Ориентация современного градостроительства не только на эффективное, но и эффектное освоение подземных пространств восходит именно к 30-м годам, когда на Международной выставке в Париже Советский Союз
получил первую премию за подземную урбанистку в связи с сооружением первой очереди Московского метрополитена. Самобытный архитектурный облик уже первых |его возведенных станций, создание благоприятной художественно полнозвучной пространственной среды стали | приоритетом отечественного метростроения я оказали
заметное влияние на перестройку зарубежных метрополитенов в направлении повышения комфортности и превращения чисто утилитарных подземок в эстетически привлекательные удобные транспортные сооружения. |