|
|
Начало
/ История / "Московский
способ" |
[ 1 ] [ 2
] [ 3 ] [ 4
] далее>> |
В начале шестидесятых годов население Москвы превысило 6 млн. человек. Территория города
расширялась в пределах строившейся в те годы Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД). Для
обеспечения связи новых районов с центром города и сетью действующих линий метрополитена
требовалось его дальнейшее ускоренное развитие.
В октябре 1962 г. вступила в строй действующих Калужская линия от станции "Октябрьская", до "Новых
Черемушек" протяженностью 8,9 км с пятью станциями: "Октябрьская", "Ленинский проспект",
"Академическая", "Профсоюзная", "Новые Черемушки" и депо Калужское.
Как обычно, вводу новой линии предшествовало преодоление неблагоприятных инженерно-геологических
условий. Особенно сложными были они на перегоне "Октябрьская" - "Ленинский проспект". Большая часть
его сооружалась щитами под сжатым воздухом, остальная - с глубинным водопонижением. Давление
сжатого воздуха в кессоне достигло 2,3 атм. С целью его понижения инженеры Метрогипротранса и
Метростроя предложили и впервые применили систему разгружающих скважин.
В результате четкой организации работ проходка тоннелей была успешно выполнена в непосредственной
близости от многоэтажных домов.
Станцию "Ленинский проспект" возводили под путями Окружной железной дороги в условиях интенсивного
движения поездов. Организационные трудности усугублялись обилием грунтовых вод, но хорошо
продуманная и выполненная система водопонижения обеспечила непрерывность работ.
Станция "Октябрьская" и "Ленинский проспект" оборудованы компактными и облегченными эскалаторами.
Это позволило уменьшить диаметр наклонных ходов с 8.5 до 7,5 м и сократить площади машинных
помещений. Экономия чугуна составила 30%, бетона и железобетона -44%.
"Октябрьская" - глубокого заложения пилонного типа. Диаметр ее тоннелей 8,5 м. Ока выполнена в
усовершенствованных конструкциях чугунной тюбинговой обделки. Кроме того, уменьшен объем
железобетонных и других элементов внутреннего заполнения станции. В апреле 1964 г. Калужская линия продлена на
1.4 км от станции "Новые Черемушки" до "Калужской".
Сооружение тоннелей и станций Калужского радиуса явилось производственной
лабораторией новых методов труда и передовой технологии. Так. московские метростроевцы предложили и впервые внедрили
способ сооружения тоннелей, названный "московским". При этом станции строятся в котлованах открытым
способом, а перегонные тоннели между ними закрытым, без вскрытия поверхности земли, В итоге
достигается двойной эффект, ведь станции мелкого
заложения всегда имеют два вестибюля на небольшой, удобной для пассажиров глубине, а строительство
перегонных тоннелей закрытым способом исключает протяженное разрытие котлованов, не нарушает
городскую среду.
Применение этой технологии позволило резко сократить объемы выемки грунта и обратной засыпки,
исключить перекладку не попадающих в сечение тоннеля подземных коммуникаций и пересадку зеленых
насаждений вдоль трассы, уменьшить расход металла снизить стоимость строительства. Так, при
сооружении перегона "Академическая" - -Профсоюзная" "московским способом" коллектив СМУ-5 достиг
экономии государственных средств около 200 тыс. рублей на километр трассы.
Использование на отдельных участках Калужской линии механизированных щитов, в частности, 105-К и
"прообраза" щита ЩМ-4 повысило скорости проходки -до 187 м в месяц и 13,5 м в сутки в моренных
глинах с включением валунов. В составе комплекса за механизированным щитом впервые использовался
шагающий блокоукладчик, опорные балки с поворотными захватами которого выдвигались при помощи
гидроцилиндров. Блокоукладчик самостоятельно передвигался по балкам на опорных катках не нарушая
геометрию кольца и не повреждая блоки.
Перегонные тоннели пройдены, в основном, с обделкой из железобетонных тюбингов, А применение
плоского лоткового блока устранило трудоемкие работы по очистке от грязи, переустройству временных
откаточных путей и сократило объем укладки бетона жесткого основания.
Из пяти станций Калужского радиуса - четыре возведены из сборного железобетона по разработанному
типовому проекту: шаг колонн был принят 4 м, ширина платформы -10м. На стройплощадках
использовались краны большой грузоподъемности, мощная землеройная техника, буровое оборудование для
устройства свай и другие машины и механизмы.
Большой вклад в создание и внедрение "московского способа", нашедшего самое широкое применение,
внесли начальник Мосметростроя ВД Полежаев, главный инженер П.С. Сметанкин, главный технолог Б.Я.
Воронов, коллективы СМУ № 5,7,8 и Метрогипротранса.
В начале 80-х годов двумя участками был продолжен Покровский радиус метро: в 1961 г. -на 3,2 км от
станции "Измайловский парк" до "Первомайской" с промежуточной наземной станцией "Измайловская" и в
1963 г. - на 1,8 км от "Первомайской" до "Щелковской".
Станции "Первомайская" и "Щелковская" - подземные, колонного типа с двумя вестибюлями, построены
открытым способом в котлованах со свайным креплением из сборных железобетонных конструкций с
оклеечной гидроизоляцией из гидростеклоизола вместо горячего битума.
Вестибюли "Щелковской" совмещены с пешеходными подуличными переходами и связаны с находящимся рядом
автовокзалом и остановками наземного транспорта. За станцией построены оборотные устройства и
тупики для отстоя поездов. При проектировании соединения действующего и вводимого участков предпочли наземный вариант
сопряжения трассы подземному, который пришлось бы реализовать в болотистой пойме реки Серебрянки и
при множестве подземных коммуникаций.
Пересечение Измайловского проспекта осуществлено эстакадой длиной 330 м из 14 пролетов. За
эстакадой проложены тоннели, сооруженные открытым способом в котлованах с откосами и со свайным
креплением неустойчивых грунтов. Перегон "Первомайская" - "Щелковская" пройден, в основном,
"московским способом" с тоннельными обделками из сборного железобетона. Суточная скорость проходки
механизированным щитом с планшайбой достигла 15,1 пог.м. |
[ 1 ] [ 2
] [ 3 ] [ 4
] далее>> |
Начало
/ История / "Московский
способ" |
Главная
страница / Новости / Метрострой
сегодня / Дочерние
предприятия / Станции
метро /
Проекты / История
/ Хроника строительства
/ Создатели станций /
Зал славы / Как
связаться / Е-Mail
|
|
|