Проектированию Московского
метрополитена положила начало
группа специалистов, которую
возглавили профессор В.Л. Николаи и
инженер С.Н. Розанов - единственный в
то время на Метрострое практик, ранее
работавший на строительстве
Парижского метрополитена. В
проектную группу входили инженеры: А.Д.
Алексеев, В.Л. Маковский, И.С.
Шелюбский, В.И. Бутескул, А.Ж. Горьков,
В.А. Ратнер, А.Ф. Денищенко, Н.А.
Кабанов и другие.
Немногим из проектировщиков вообще
доводилось бывать за границей и
видеть метрополитен. Абсолютная
новизна порученного ответственного
дела не мешала масштабу технических
замыслов, оптимальному их воплощению.
Основным вопросом, который надо было
решить, был вопрос о способе
производства работ и глубине
заложения тоннелей. Он стал
предметом длительных дискуссий,
жарких споров. Как безболезненно, с
минимальным нарушением жизни города
внедрить в его сложный и чуткий
организм такой комплекс
многообразных сооружений, как
метрополитен?
Экспертиза вариантов эскизного
проекта была поручена не только
советской, но к зарубежным комиссиям.
К ней были привлечены крупнейшие
специалисты по метростроению на
Берлина, Лондона и Парижа. Но при всем
накопленном ими практическом опыте
сделанным заключениям не хватало
объективности и всестороннего учета
московских условий. Кроме этого,
каждая из экспертиз пыталась
рекомендовать наиболее привычные
местные методы. В составе советской
комиссии, которую возглавил академик
И.М. Губкин, было образовано четыре
секции: геологии и гидрогеологии,
горная, строительная и транспортная,
объединившие видных ученых и
известных специалистов.
После рассмотрения всех заключений и
предложений было принято решение
строить первую линию метро
комбинированным способом - глубокого
и мелкого заложения - к вести работы
методами, наиболее подходящими к
конкретным инженерно-геологическим
условиям Москвы,
Так, участок линии от Каланчевской
площади до центра в районах плотной
городской застройки с архитектурно-историческими
памятниками и оживленными
транспортными магистралями строился
закрытым способом на большой глубине,
где условия залегания тоннелей и
мощность юрских глин были наиболее
благоприятны.
Участки от "Сокольников" до "Комсомольской
площади" и от "Библиотеки им.
Ленина" до "Парка культуры"
сооружались в котлованах открытым
способом. Тоннели Староарбатского
радиуса от Александровского сада до
Смоленской площади возводили в
песках и суглинках траншейным
способом, что было своего рода
прообразом современной технологии
"стена в грунте".
Два участка - от Комсомольской
площади до Красных ворот и от
Охотного ряда до Библиотеки им.Ленина
-были переходными соответственно от
мелкого заложения к глубокому и от
глубокого к мелкому. Их проходили с
применением сжатого воздуха,
искусственного водопонижения,
замораживания и силикатизации для
укрепления неустойчивых, водоносных
грунтов. |