Proekt
moskovskih gorodskih elektricheskih
jeleznyh dorog 1901 goda - metropoliten,
protjajennostiu Sokolniki-Paveleckii
vokzal, stal plodom sovmestnogo
tvorchestva P. I. Balinskogo, injenera
E. K. Knorre i hudojnika N. N. Karazina.
Eto byli izvestnye v svoe vremja liudi,
ostavivshie opredelennyi sled v
razvitii ekonomiki i kultury Rossii.
Knorre Evgenii Karlovich
rodilsja v Nikolaeve Hersonskoi
gubernii. Srednee obrazovanie
poluchil v Berline, a vysshee v
politehnikume v Ciurihe. Po
specialnosti injener-stroitel.
Zakonchiv obrazovanie, vernulsja v
Rossiiu i postupil v kachestve
injenera v stroitelnuiu firmu
Bratev Struve. Uchastvoval v
postroike mosta cherez Dnepr v
Kremenchuge, Volgu bliz Syzrani,
mostov imperatora Aleksandra III v
Ekaterinoslave. Samostojatelno
postroil mosty cherez Enisei, Oku,
Beluiu, CHulym, Tom, JAiu. Rabotal v
Transsibirskoi magistrali. Vtoroi ne
menee vajnoi specialnostiu E. K.
Knorre javljaetsja proektirovanie i
ustroistvo vodoprovodov.
N. N. Karazin imel
ogromnuiu populjarnost blagodarja
svoim illiustracijam k knigam russkih
pisatelei.
Eti tri cheloveka, ne
schitajas so vremenem, do tonkostei
produmali plan pervogo moskovskogo
metropolitena. Zamysel injenerov
vyzval bolshuiu shumihu na stranicah
"Birjevyh" i "Russkih"
vedomostei i ogromnyi perepoloh v
krugah moskovskih predprinimatelei.
Vidnyi finansist i birjevoi dejatel
Ignatii Porfirevich Manus pisal v
zascitu proekta P. I. Balinskogo: "...Po
nashemu mneniiu nyneshnii sposob
dvijenija nikogo ne udovletvorjaet.
Pri etom my ukazali, chto zatraty na
metropoliten ne doljny nikogo pugat,
ibo eti "gromadnye" zatraty
dadut novye istochniki dohoda". Na
suscestvuiuscee mnenie o tom chto
metropoliten vreden dlja derevni,
Manus otvechal: "...nu a dvorcy v
Ertemevskom pereulke, karety,
millionnye zatraty na Malyi teatr,
dachi na vseh russkih i inostrannyh
kurortah polezny dlja derevni?"
Plan P. I. Balinskogo
sostojal iz dvuh chastei: "soorujenija
v Moskve elektricheskoi jeleznoi
dorogi bolshoi skorosti vneulichnogo
tipa (metropolitena)" i "rasshirenija
seti moskovskih
konnojeleznodorojnyh linii i
pereustroistva ih dlja elektricheskoi
tjagi". Snachala predpolagalos
osuscestvit pervuiu chast etogo
proekta.
Naibolee intensivnoe
dvijenie v Moskve prohodilo ot
centra k Preobrajenskoi i Tverskoi
zastavam, Sadovym bulvaram i v
Zamoskvoreche. Predpolagalos
soorudit diametralnuiu liniiu ot
stroivsheisja v to vremja okrujnoi
jeleznoi dorogi vozle Petrovsko-Razumovskogo
cherez centr k Krasnoi ploscadi i hramu
Vasilija Blajennogo. Okolo nego
postroit Centralnyi vokzal. Dalee
po estakadam cherez Moskvu-reku k
Bolshoi Ordynke i Serpuhovskoi
zastave do soedinenija ee s okrujnoi
jeleznoi dorogoi bliz Paveleckogo
vokzala. Sleduiuscim etapom bylo
soorujenie dvuh kolcevyh linii,
prohodjascih po Sadovym ulicam i
Zamoskvorechiu, a takje radialnoi ot
CHerkizova po reke JAuze do centra
goroda.
Linii metropolitena
predpolagalos sdelat smeshannymi.
CHast podzemnaja - na Krasnoi, Trubnoi,
Voskresenskoi ploscadjah i rjade drugih
mest. Bolshaja je chast - nazemnaja, na
estakadah.
Obscaja protjajennost puti
sostavljala - 54 kilometra, stoimost
soorujenija - 155 millionov rublei.
Proidja mnojestvo instancii, proekt,
nakonec, vynesli na obsujdenie. Ono
sostojalos 18 sentjabrja 1902 goda v
Bolshom zale Moskovskoi Gorodskoi
dumy. Prisutstvovali - glasnye dumy,
gorodskie injenery, predstaviteli
redakcii gazet. Naplyv publiki byl
velik, puskali tolko po specialnym
priglasitelnym biletam, no ne
kajdyi mog dostat ego. "Vokrug
zala na molbertah i stolah byli
razveshany i razlojeny cherteji i
plany, prekrasno vycherchennye, a esce
luchshe raskrashennye. Byli daje celye vidy
buduscei Moskvy s metropolitenom
kak pri dnevnom, tak i pri vechernem
osvescenii", - pisal o svoih
vpechatlenijah odin iz ochevidcev.
Dokladyval P. I. Balinskii.
Uchast proekta predreshilo to, chto ego
avtory "posjagali na imuscestvennye
interesy" moskovskih tuzov. No
samoe glavnoe - oni ne predusmotreli
uchastija gorodskih vlastei v pribyljah
metropolitena. Gorodskie vlasti
poluchali svoiu doliu lish s togo
momenta, kogda kolichestvo passajirov
v god dostignet 100 millionov chelovek.
Krome togo proekt predusmatrival
bezvozmezdnoe otchujdenie gorodskih
zemel vokrug nazemnyh linii i snos
nekotoryh domov. Inache soorujenie
estakad na uzkih i krivyh ulicah
Moskvy stalo by zadachei nevypolnimoi.
I poslednee. Mestnye
predprinimateli - paisciki tramvainoi
kompanii opasalis konkurencii so
storony vladelcev novogo, bystrogo
i udobnogo vida transporta.
Opasenija vyskazyvalis
ochen otkrovenno pri razrabotke
osnovnyh polojenii komissii
Gorodskoi upravy: "Proekt gg.
Knorre i Balinskogo zahvatyvaet
besplatno nedra zemli, kotorye
sleduet rassmatrivat kak polnuiu
sobstvennost gorodskoi upravy... on
lishaet gorodskoe upravlenie dohoda
ot ekspluatacii ploscadei dlja
dohodnyh statei... Uslovija
ekspluatacii predprijatii takovy, chto
grozjat sereznym uscerbom dlja
imuscestvennyh interesov gorodskogo
upravlenija".
Proekt vyzval takje
usilennye napadki so storony
duhovenstva. 23 nojabrja 1902 goda chleny
Moskovskogo Gorodskogo
Imperatorskogo arheologicheskogo
obscestva obratilis k gorodskomu
golove knjaziu V. M. Golicynu: "Proekt
gospod Knorre i Balinskogo porajaet
derzkim posjagatelstvom na to, chto v
gorode Moskve dorogo vsem russkim
liudjam... Neobjasnimoe otnoshenie k
svjatynjam... vyrajaetsja v narushenii
celostnosti Kazanskogo sobora dlja
ustroistva pod nim tonnelja... Drugie
hramy, kak, naprimer, cerkov Treh
Svjatitelei u Krasnyh vorot, Nikity
CHudotvorca na Ordynke, Sv. Duha u
Prechistenskih vorot i drugie, vvidu
blizosti estakady, kotoraja v
nekotoryh mestah priblijaetsja k
hramam na rasstojanie 3-h arshin,
umaljaiutsja v svoem blagolepii".
Rezultatom podnjatoi
shumihi bylo reshenie gorodskoi dumy:
"Gospodinu Balinskomu v ego
domogatelstvah otkazat". Odna iz
gazet tak prokommentirovala etot
otkaz: "Process metropolitena
nakonec konchilsja. Obscestvo
sodeistvija promyshlennosti i
torgovli vyneslo okonchatelnuiu
rezoliuciiu, v kotoroi proekt
Balinskogo lishaetsja osobyh prav i
prigovarivaetsja k ssylke v naibolee
otdalennye arhivy".
Po Vysochaishemu poveleniiu
injeneru P. I. Balinskomu iz summ
Gosudarstvennogo kaznacheistva bylo
vydano 100 tysjach rublei "za ogromnyi
ego trud, prekrasno sostavlennyi
proekt i za ponesennye im po etomu
delu rashody". Ne schitaja ego
sobstvennyh usilii i vremeni oni
sostavili 210 tysjach rublei.
Posle neudachi P. I.
Balipskii vospolzovalsja svoimi
svjazjami s delovymi krugami Evropy i
Ameriki. On stal predstavitelem
znamenitoi firmy "Vinore-Synovja i
Maksim" v Londone, "Elektrik Boi
kompanii" v Amerike i drugih
inostrannyh i zarubejnyh firm.
Iz knigi "Russkii
torgovo-promyshlennyi mir",
Primatenko P.A. |