Krupnym dostijeniem arhitekturno-konstruktorskoi mysli i stroitelnogo masterstva stala stancija "Majakovskaja" - pervyi metrovokzal glubokogo zalojenija kolonnogo tipa. Svod stancii opiraetsja na dva rjada stroinyh stalnyh kolonn, svjazannyh prodolnymi i poperechnymi arkami. Vse tri nefa slity v edinyi obem. Oblicovka profilirovannoi nerjaveiuscei staliu na fone mramora predelno chetko vyjavljaet izjascestvo uprugoi konstrukcii.
Sozdannaja arhitekturnaja kompozicija v sochetanii s vysokimi podsvechennymi golubymi kupolami, imitiruiuscimi nebo, sozdaet oscuscenie legkosti k prostora. Arhitektor stancii - A.JA. Dushkin, konstruktor - N.I. Ushakov, hudojnik - A.A. Deineka.
Prohodka dvuh krainih tonnelei "Majakovskoi" osuscestvljalas scitovym sposobom, a dlja srednego tonnelja vpervye primenen poluscit, izgotovlennyi v mehanicheekih masterskih Metrostroja. S ego pomosciu veli prohodku verhnei chasti tonnelja i montirovali svod. Opornymi fasonnymi tiubingami srednii svod soedinjaetsja s metallokonstrukcijami bokovyh tonnelei i cherez nih opiraetsja na kolonny. Po okonchanii prohodki verhnei chasti tonnelja byla vynuta poroda iz nijnei ego chasti, i srednii zal byl raskryt polnostiu. V dalneishem poluscit primenjali pri stroitelstve "Ploscadi Revoliucii" Pokrovskogo radiusa.
Na mejdunarodnoi vystavke v Niu-Iorke v 1938 g, konstrukcija i arhitektura stancii "Majakovskaja" byli
udostoeny premii "Gran-pri".
Razvitie materialno-tehnicheskoi bazy Metrostroja, v chastnosti, pojavlenie shlifovalnyh stankov dlja obrabotki slojnyh figurnyh poverhnostei kamnja, ispolzovanie novyh otdelochnyh materialov pozvoli pri arhitekturno-plasticheskom reshenii metrovokzalov osuscestvit sintez iskusstv s privlecheniem skulptury i jivopisi. Tak, v centralnom zale "Teatralnoi", sozdannoi po proektu akademika arhitektury I.A. Fomina, v rombicheskie kessony svoda vpisany skulpturnye farforovye barelefy. Oni vypolneny skulptorom N.
Danko na temu "Kultura narodov strany.
Na stancii "Dinamo", raspolojennoi vblizi treh stadionov - odnoimennogo, Vodnogo i IUnyh pionerov - farforovye
barelefy, otlitye na Leningradskom farforovom zavode im. Lomonosova, vypolneny na gladkoi poverhnosti svoda po proektu arhitektorov JA. Lihtenberga, IU. Revkskogo i skulptorov E.JAnson M.Manizera, SHiroko izvestny bronzovye
skulptury M. Manizera v arochnyh proemah stancii "Ploscad revoliucii". Kak neobhodimoe zveno v soorujenii, stolichnogo metro sozdavalsja v 30-h godah na baze stoljarnoi masterskoi MVD na Otkrytom shosse, po proektu Metroproekta, Derevoobrabatyvaiuscii zavod Metrostroja. Ego krasnoderevnyi ceh vstupivshii v ekspluataciiu v 1938 g. izgotavlivaet s teh por lestnichnye poruchni, kassovye pomescenija i skami, dvernye bloki iz tverdolistvennyh porod dlja vestibiulei i stancii i drugie stoljarnye izdelija. |