И. В. Сталин
выступает перед комсомольцами
на
станции Маяковская 6 ноября 1941
года,
за день до знаменитого парада. |
В разгар строительства третьей
очереди метрополитена на страну были сброшены первые бомбы воздушных налетов начала Великой Отечественной войны. Она заставила, не прекращая мирной стройки, переключиться на сооружение оборонных объектов приспособить и переоборудовать метро под надежное массовое многокилометровое убежище для населения. Необходима было создать условия для москвичей, вынужденных укрываться здесь от вражеских бомбежек.
В недостроенных тоннелях л на действующих станциях были устроены деревянные настилы и двухъярусные нары, санитарные узлы, переоборудовано освещение, отведены места для буфетов, хранения вещей, установлены дополнительные насосные агрегаты для откачки воды.
В наклонных тоннелях, где еще не было эскалаторов, соорудили деревянные лестницы, сделали двери и усилили временные вентиляционные установки. Все обслуживание пребывающих под землей людей приняли на себя метростроевцы.
К осени 1941 г. метрополитен был переведен на особый режим: днем он перевозил пассажиров, а после 19 часов служил защитным сооружением. За время воздушных тревог, объявлявшихся в столице, среди отмеченных примечательных фактов - появление в метро на свет 213 новых жителей.
По свидетельству бывшего начальника Отдела электромеханических устройств Управления Метростроя и Конторы злектромеханомонтажных работ П.Церковницкого, руководившего оборудованием метрополитена специальными устройствами связи, на станции "Кировская" (ныне "Чистые пруды"), на боковых пассажирских платформах, метростроители-монтажники установили специальную аппаратуру для командного пункта Верховного главнокомандующего. Поезда проходили станцию без остановки,
К весне 1342 г, когда налеты вражеской авиации на Москву в связи с изменением обстановки на фронтах
прекратились и отпала необходимость в бомбоубежищах, полностью возобновилось и развернулось строительство обеих линий третьей очереди.
Ряды метростроевцев, ушедших на фронт и на строительство оборонных рубежей Ленинграда, Сталинграда, Киева, Горького, Куйбышева, Черноморского побережья Кавказа и др, пополняли, в основном, женщины и подростки, а также демобилизованные после ранения фронтовики, Для обучения этих кадров были организованы специальные школы и курсы на шахтах. Здесь, в забоях и мастерских люди овладевали профессиями проходчиков, машинистов, откатчиков.
А в затемненных цехах Московского автозавода и Первого подшипникового завода осваивался выпуск редукторов и тяговых цепей для
эскалаторов - довоенной промышленной продукции
специализированного завода в те дни блокадного Ленинграда. Изготовление и сборку 50 тысяч деталей для каждого эскалатора всех возводимых заглубленных станций понадобилось разместить по
не эвакуированным столичным предприятиям: тяжелое стальное литье сложной конфигурации выполнил, в частности, "Серп и молот", все металлоконструкции изготовил
"Стальмост" резиновые поручни - завод "Каучук", краснодеревные изделия, балюстрады и настилы ступеней
"Деревообрабатывающий завод Метростроя" многочисленные защитные устройства - заводы "Красный блок",
"Машиностроитель МПС", №5 Метростроя и другие.
Начальнику Метростроя М А Самодурову. его заместителям А.С. Чеснокову, И.Г. Данковцеву, главному инженеру
А.П. Танкилевичу потребовалось предпринять все возможное и невозможное для обеспечения заданного темпа работ на Замоскворецкой и Покровской линиях. |