WIN

KOI

MAC

DOS

LAT

ISO

 NOVOSTI

 METROSTROI
 SEGODNJA

 DOCHERNIE
 PREDPRIJATIJA

STANCII METRO

 PROEKTY

 ISTORIJA

 HRONIKA
 STROITELSTVA

 SOZDATELI
 STANCII

 ZAL SLAVY

 KAK SVJAZATSJA

 E-MAIL

_

Mosmetrostroi 2001

Rambler's Top100

  

Nachalo / Proekty / Metro v Moskve.1902 god.

Proekt metro v Moskve

Proekt moskovskih gorodskih elektricheskih jeleznyh dorog 1901 goda - metropoliten, protjajennostiu Sokolniki-Paveleckii vokzal, stal plodom sovmestnogo tvorchestva P. I. Balinskogo, injenera E. K. Knorre i hudojnika N. N. Karazina. Eto byli izvestnye v svoe vremja liudi, ostavivshie opredelennyi sled v razvitii ekonomiki i kultury Rossii.

Knorre Evgenii Karlovich rodilsja v Nikolaeve Hersonskoi gubernii. Srednee obrazovanie poluchil v Berline, a vysshee v politehnikume v Ciurihe. Po specialnosti injener-stroitel. Zakonchiv obrazovanie, vernulsja v Rossiiu i postupil v kachestve injenera v stroitelnuiu firmu Bratev Struve. Uchastvoval v postroike mosta cherez Dnepr v Kremenchuge, Volgu bliz Syzrani, mostov imperatora Aleksandra III v Ekaterinoslave. Samostojatelno postroil mosty cherez Enisei, Oku, Beluiu, CHulym, Tom, JAiu. Rabotal v Transsibirskoi magistrali. Vtoroi ne menee vajnoi specialnostiu E. K. Knorre javljaetsja proektirovanie i ustroistvo vodoprovodov.

N. N. Karazin imel ogromnuiu populjarnost blagodarja svoim illiustracijam k knigam russkih pisatelei.

Eti tri cheloveka, ne schitajas so vremenem, do tonkostei produmali plan pervogo moskovskogo metropolitena. Zamysel injenerov vyzval bolshuiu shumihu na stranicah "Birjevyh" i "Russkih" vedomostei i ogromnyi perepoloh v krugah moskovskih predprinimatelei. Vidnyi finansist i birjevoi dejatel Ignatii Porfirevich Manus pisal v zascitu proekta P. I. Balinskogo: "...Po nashemu mneniiu nyneshnii sposob dvijenija nikogo ne udovletvorjaet. Pri etom my ukazali, chto zatraty na metropoliten ne doljny nikogo pugat, ibo eti "gromadnye" zatraty dadut novye istochniki dohoda". Na suscestvuiuscee mnenie o tom chto metropoliten vreden dlja derevni, Manus otvechal: "...nu a dvorcy v Ertemevskom pereulke, karety, millionnye zatraty na Malyi teatr, dachi na vseh russkih i inostrannyh kurortah polezny dlja derevni?"

Plan P. I. Balinskogo sostojal iz dvuh chastei: "soorujenija v Moskve elektricheskoi jeleznoi dorogi bolshoi skorosti vneulichnogo tipa (metropolitena)" i "rasshirenija seti moskovskih konnojeleznodorojnyh linii i pereustroistva ih dlja elektricheskoi tjagi". Snachala predpolagalos osuscestvit pervuiu chast etogo proekta.

Naibolee intensivnoe dvijenie v Moskve prohodilo ot centra k Preobrajenskoi i Tverskoi zastavam, Sadovym bulvaram i v Zamoskvoreche. Predpolagalos soorudit diametralnuiu liniiu ot stroivsheisja v to vremja okrujnoi jeleznoi dorogi vozle Petrovsko-Razumovskogo cherez centr k Krasnoi ploscadi i hramu Vasilija Blajennogo. Okolo nego postroit Centralnyi vokzal. Dalee po estakadam cherez Moskvu-reku k Bolshoi Ordynke i Serpuhovskoi zastave do soedinenija ee s okrujnoi jeleznoi dorogoi bliz Paveleckogo vokzala. Sleduiuscim etapom bylo soorujenie dvuh kolcevyh linii, prohodjascih po Sadovym ulicam i Zamoskvorechiu, a takje radialnoi ot CHerkizova po reke JAuze do centra goroda.

Linii metropolitena predpolagalos sdelat smeshannymi. CHast podzemnaja - na Krasnoi, Trubnoi, Voskresenskoi ploscadjah i rjade drugih mest. Bolshaja je chast - nazemnaja, na estakadah.

Obscaja protjajennost puti sostavljala - 54 kilometra, stoimost soorujenija - 155 millionov rublei. Proidja mnojestvo instancii, proekt, nakonec, vynesli na obsujdenie. Ono sostojalos 18 sentjabrja 1902 goda v Bolshom zale Moskovskoi Gorodskoi dumy. Prisutstvovali - glasnye dumy, gorodskie injenery, predstaviteli redakcii gazet. Naplyv publiki byl velik, puskali tolko po specialnym priglasitelnym biletam, no ne kajdyi mog dostat ego. "Vokrug zala na molbertah i stolah byli razveshany i razlojeny cherteji i plany, prekrasno vycherchennye, a esce luchshe raskrashennye. Byli daje celye vidy buduscei Moskvy s metropolitenom kak pri dnevnom, tak i pri vechernem osvescenii", - pisal o svoih vpechatlenijah odin iz ochevidcev.

Dokladyval P. I. Balinskii. Uchast proekta predreshilo to, chto ego avtory "posjagali na imuscestvennye interesy" moskovskih tuzov. No samoe glavnoe - oni ne predusmotreli uchastija gorodskih vlastei v pribyljah metropolitena. Gorodskie vlasti poluchali svoiu doliu lish s togo momenta, kogda kolichestvo passajirov v god dostignet 100 millionov chelovek. Krome togo proekt predusmatrival bezvozmezdnoe otchujdenie gorodskih zemel vokrug nazemnyh linii i snos nekotoryh domov. Inache soorujenie estakad na uzkih i krivyh ulicah Moskvy stalo by zadachei nevypolnimoi.

I poslednee. Mestnye predprinimateli - paisciki tramvainoi kompanii opasalis konkurencii so storony vladelcev novogo, bystrogo i udobnogo vida transporta.

Opasenija vyskazyvalis ochen otkrovenno pri razrabotke osnovnyh polojenii komissii Gorodskoi upravy: "Proekt gg. Knorre i Balinskogo zahvatyvaet besplatno nedra zemli, kotorye sleduet rassmatrivat kak polnuiu sobstvennost gorodskoi upravy... on lishaet gorodskoe upravlenie dohoda ot ekspluatacii ploscadei dlja dohodnyh statei... Uslovija ekspluatacii predprijatii takovy, chto grozjat sereznym uscerbom dlja imuscestvennyh interesov gorodskogo upravlenija".

Proekt vyzval takje usilennye napadki so storony duhovenstva. 23 nojabrja 1902 goda chleny Moskovskogo Gorodskogo Imperatorskogo arheologicheskogo obscestva obratilis k gorodskomu golove knjaziu V. M. Golicynu: "Proekt gospod Knorre i Balinskogo porajaet derzkim posjagatelstvom na to, chto v gorode Moskve dorogo vsem russkim liudjam... Neobjasnimoe otnoshenie k svjatynjam... vyrajaetsja v narushenii celostnosti Kazanskogo sobora dlja ustroistva pod nim tonnelja... Drugie hramy, kak, naprimer, cerkov Treh Svjatitelei u Krasnyh vorot, Nikity CHudotvorca na Ordynke, Sv. Duha u Prechistenskih vorot i drugie, vvidu blizosti estakady, kotoraja v nekotoryh mestah priblijaetsja k hramam na rasstojanie 3-h arshin, umaljaiutsja v svoem blagolepii".

Rezultatom podnjatoi shumihi bylo reshenie gorodskoi dumy: "Gospodinu Balinskomu v ego domogatelstvah otkazat". Odna iz gazet tak prokommentirovala etot otkaz: "Process metropolitena nakonec konchilsja. Obscestvo sodeistvija promyshlennosti i torgovli vyneslo okonchatelnuiu rezoliuciiu, v kotoroi proekt Balinskogo lishaetsja osobyh prav i prigovarivaetsja k ssylke v naibolee otdalennye arhivy".

Po Vysochaishemu poveleniiu injeneru P. I. Balinskomu iz summ Gosudarstvennogo kaznacheistva bylo vydano 100 tysjach rublei "za ogromnyi ego trud, prekrasno sostavlennyi proekt i za ponesennye im po etomu delu rashody". Ne schitaja ego sobstvennyh usilii i vremeni oni sostavili 210 tysjach rublei.

Posle neudachi P. I. Balipskii vospolzovalsja svoimi svjazjami s delovymi krugami Evropy i Ameriki. On stal predstavitelem znamenitoi firmy "Vinore-Synovja i Maksim" v Londone, "Elektrik Boi kompanii" v Amerike i drugih inostrannyh i zarubejnyh firm.

Iz knigi "Russkii torgovo-promyshlennyi mir", Primatenko P.A.

Istochnik www.metro.ru

Nachalo / Proekty / Metro v Moskve.1902 god.

Glavnaja stranica / Novosti / Metrostroi segodnja / Dochernie predprijatija / Stancii metro /
Proekty / Istorija / Hronika stroitelstva / Sozdateli stancii /
 Zal slavy / Kak svjazatsja / E-Mail


TopList Rambler's Top100 ???? ??????? - ????? ??????? ???????? ????????
Хостинг от uCoz